Скопировано
Вернуться к новостям
Страницы истории алтайского хоккея

Январь 1968 года. Трудные уроки большого хоккея



В Калинине «Мотор» дал настоящий бой одному из грандов третьей группы. Только с огромным трудом местные армейцы сумели вырвать победу в самом конце матча. Наконец-то, «Мотор» обрел уверенность в своих силах, но молодой команде по-прежнему не хватало мастерства и опыта в матчах с более искушенными соперниками. Барнаульцы были очень близки к ничьей.

СКА (Калинин) – «Мотор» (Барнаул) – 5:4 (3:1, 0:2, 2:1). 21 января 1968 года. Шайбы у СКА – Н. Васильев, В. Березовский, Е. Денисов, М. Зеваков, И. Деконский. Шайбы у «Мотора» - В. Киселев, В. Горелкин, Н. Извеков, Б. Гуляев.

Первую шайбу в ворота армейцев Калинина забросил правый крайний нападающий «Мотора» Валентин Киселев, воспитанник горьковского «Торпедо», до этого сезона игравший в горьковской «Чайке», участнице первенства страны среди команд класса «Б» во второй зоне, где чемпионом стала «Олимпия» из Кирово-Чепецка со своим лучшим 18-летним бомбардиром Александром Мальцевым (19 шайб). В «Чайке» в том сезоне играли как раз вратарь Герман Сурков и левый крайний нападающий Владимир Курицын, и их команда во второй зоне заняла лишь седьмое место из десяти команд, но Валентин Киселев в ней был одним из самых результативных игроков.

В поле зрения тренеров главной команды мастеров горьковского «Торпедо» Киселев попал еще с 15-летнего возраста. Затем вместе с Курицыным и Сурковым был приглашен в более сильную команду – горьковского «Динамо», где они тоже заметно выделялись своим молодым задором. Их игру отмечал и лидер команды, известный горьковский форвард мастер спорта СССР Лев Халаичев. Затем была «Чайка». Горьковчане и в «Моторе» сразу стали одними из лучших.

Валентин же выделялся хорошими скоростными данными, пониманием игры, своевременным быстрым первым пасом, техникой владения шайбы, умело разбирался в сложных игровых ситуациях и хорошо действовал в завершении атак команды. Он был одним из немногих в команде, наряду с Николаем Извековым, кто очень эффективно пользовался броском с неудобной руки. Главным, пожалуй, его недостатком в игре было то, что он недостаточно помогал своей команде в обороне при срыве атак. Так же ему не хватало игровой злости или по-другому – бойцовских качеств. Но в атаке он был очень опасен и полезен.

На год старше Киселева был другой нападающий «Мотора» - Николай Извеков. Он был очень талантливым хоккеистом, воспитанником челябинского «Восхода», команды трубопрокатного завода. Мог играть на любой позиции и последние три сезона перед «Мотором» играл в команде класса «Б» - «Труд» (Миасс) – защитником. Хотя с детских команд наигрывался нападающим. Он и стал им в «Моторе». Обладал всеми хоккейными качествами, чтобы играть на более высоком уровне, но сам себе занизил планку, оставшись игроком команды второй лиги, где был одним из лучших. И в этом матче он стал одним из авторов заброшенной шайбы. А еще одну его шайбу судья не засчитал, так как ее в сетке ворот не обнаружил, хотя многие прекрасно видели, что после мощного броска шайба насквозь пробила сетку ворот армейцев и ударилась в борт. Вот какой силы был бросок у Николая Извекова.

Если же говорить о титулах, то самым титулованным нападающим «Мотора» того времени был бывший армеец из Новосибирска Владимир Горелкин. Ему в ту пору было 24 года, кандидат в мастера спорта, играл несколько лет во второй группе класса «А» вместе в одной команде с такими известными тогда хоккеистами, как Виктор Жучок, Юрий Дзюба, Михаил Константинов, Василий Тарасенко, Константин Треногин, Юрий Шаталов, Анатолий Хозяинов, Владимир Яловой.

Конечно, Горелкина в «Моторе» признали сразу. Его главными козырями в игре были скорость, техника, неплохой бросок. Может быть, где-то он был не так заметен, как, скажем, Куприянов или Извеков, Киселев или Курзенев, но играл довольно стабильно, и по праву команда избрала его своим капитаном. К сожалению, это был последний хоккейный сезон для Горелкина в «Моторе», так как у него обострился застарелый тромбофлебит (болезнь ног – расширение вен) и играть в полную силу он уже не мог.

И, наконец, последний автор заброшенной шайбы в этом матче в ворота СКА был 26-летний нападающий Борис Гуляев, включенный в состав «Мотора» в конце первого круга. Борис неплохо играл в футбол и даже одно время выступал за команду мастеров класса «Б». Как хоккеист сформировался в Барнауле, под руководством Юрия Михайловича Роганова, когда играл за нашу команду «Мотор», а затем в кемеровском «Химике».

Борис Гуляев зарекомендовал себя форвардом таранного типа, напористым, с хорошим броском, тяготел к большому объему работы и к третьему периоду обычно сильно уставал. Тренеры чаще использовали его на открытых площадках, где при непогоде Борис чувствовал себя более уверенно и обычно в таких случаях говорил: «Во Дворцах-то играть все короли, а как в пургу за шайбой бегать, так, Боря, давай!»



Былое вспоминал Валерий Лямкин



Читайте также